Эпохи. Культуры

Брахманизм как часть культуры эпохи Древней Индии

С началом первого тыс. до нашей эры индоарии начали вести оседлый способ жизни. На их территориях складывались целые княжества, часто воевавшие между собой. Культ ведической религии постепенно усложнялся, что усилило авторитет и роль жрецов-брахманов. Характер и состав пантеона богов также был изменен. Хотя в культуре эпохи Древней Индии основные установки ведической религии, ее традиции и боги не претерпели существенных перемен, многочисленные учения о религии нового рабовладельческого индийского общества послужили основой для образования такого религиозного течения как брахманизм.

Творцом вселенной, согласно с новой космогонической теорией, был Брахма, рожденный из золотого яйца, плававшего в огромном океане. Силой своей мысли он разделил яйцо на две части – землю и небо. Благодаря его последующему созиданию были сформированы стихии, звезды, рельеф, боги, время и другие явления.
Также Брахма создал людей, женское и мужское начало, растительный и животный мир и противоположности, такие как свет и тьма.

В ранней культуре брахманизма еще не была выделена единая иерархия богов. Каждая область в Индии почитала свое божество. Бог Вишну являлся хранителем всего существующего, Шива соединял в себе разные по характеру верования, и считался символом плодородия и богом разрушительных сил природы. Существенная роль отводилась культу предков и анималистическим представлениям.

Брахманизм, освещавший общественное неравенство, объявлял бедствия и страдания людей несущественными, ведь мир явлений был лишь иллюзией. Реальным при этом оставалось только существование мирового духа. Ключевым элементом культуры брахманизма, сохранившимся в индийской философии и религии, является сансра – теория перерождения, согласно которой после смерти человека его душа способна переселиться в любое существо. Такая цепь переселений может быть бесконечной и зависть от кармы – человеческой судьбы.

Хотя согласно верованиям, карма предопределяется свыше, благодаря своим поступкам ее можно корректировать. Отказ от ненависти, высокая духовность, подавление зависти, добродетельность, почитание брахманов, самодисциплина и, конечно же, изучение Вед способны привести в поочередности перерождений к высочайшему общественному положению. Недостойное поведение, в свою очередь, могло стать причиной ужасающих последствий, таких как перевоплощение пьяницы в моль, вора – в крысу, убийцы – в хищное животное. В Индии всех этих моральных и религиозных законов строго придерживались, что позволило создать самобытную уникальную культуру, основа которой прослеживается и сегодня.

0 комментариев
Комментировать