Эпохи. Культуры

Становление культуры и религии индуизма в Индии

При правлении династии Кушан буддизм так и не сумел стать господствующей религией. Наибольшее распространение он получил в селениях, где рабовладельческий лад был более развитым. Буддийское духовенство всячески пыталось приспособить вероучения и культ этой религии к общинным и племенным верованиям, что в период с первого по одиннадцатое столетие нашей эры стало основой для формирования новой формы буддизма.

От этой эпохи культура и социальные особенности Индии требовали изменения культа могущественного Будды. В это время он из учителя, указывавшего путь к спасению и первого человека, вошедшего в состояние нирваны, окончательно превратился в божество. Теперь для почитания Будды строились огромные храмы. Кроме того, появился культ святых, сумевших достичь ступени Будды, временно не познавших состояние нирваны. В индийской культуре и религии значительная роль стала отводиться обрядовой стороне культа, наделявшейся элементами магии. Для этой цели намного чаще начали использоваться произведения изобразительного искусства.

Процессии и церемонии стали более роскошными и пышными. Жертвоприношения начали проводить с использованием благовоний, подношением цветов и кормлением божеств. Буддизм был приемлемым для всех слоев общества, его поддерживали царствующие правители, сформировавшие целую сеть монастырей. Однако со временем буддизм начал уступать место индуизму. Происходило это без религиозных войн или политических потрясений. Причиной этому стала социальная основа, положенная в индобуддийскую духовную традицию.

Варновый строй привел к формированию профессиональных каст, что усилило отчужденность между представителями разных социальных групп. Браки вне своей касты были запрещены. Сельскохозяйственное производство, связанное с убийством животных опустилось на самую низкую социальную ступень, из-за чего огромное количество представителей индийской сельской общины отвернулось от буддизма.

Уже в пятом веке сами цари перестали придерживаться буддизма. Местные религии, на протяжении веков впитывавшие в себя многочисленные элементы не только буддизма, но и брахманизма, в сложившихся новых условиях составили комплекс верований, получивших название индуизма. В его основу было положено признание Вед, учения о сансаре, карме и кастах. Эта религия привела к образованию триады богов, в число которых вошел Брахма, Шива и Вишну. Благодаря индуизму эти боги приблизились к земным условиям: их наделили умением принимать участие в земных событиях и определенными качествами. Так, Вишну стал активным помощников человека, всегда сообщал ему истину и оберегал его от зла и опасности. Шива стал богом, покровительствовавшим искусству и науке.

0 комментариев
Комментировать