Эпохи. Культуры

Культура эпохи древнейшего Китая

Жители Древнего Китая сумели создать самобытную и невероятно интересную культуру, как духовную, так и материальную. Эта культурная эпоха стала временем веры в то, что жизнь была творением сверхъестественной божественной силы. Люди полагали, что в мире все постоянно менялось и находилось в движении под воздействием столкновения таких противоположных сил, как Тьма и Свет.

В это время китайцы, как и представители других народов, почитали культ природы: они преклонялись перед духами солнца, земли, дождя, рек, луны и ветра. Им молились и обращались к ним с разнообразными просьбами. В их числе существовало главное божество, стоявшее над всеми душами умерших и над духами природы. Помимо этого особенно сильным был культ предков. Его основой служило представление о том, что даже после смерти человеческая душа продолжает жить и в случае необходимости может вмешиваться в дела живых людей. Согласно с верованиями, души умерших обладали своими прежними наклонностями и привычками, поэтому вместе с рабовладельцами нередко хоронили его рабов и слуг.

В культуре Древнего Китая немного позже появилось обожествление власти царей. Царя признавали сыном Неба, служившим представителем бога на земле. В первом тыс. до нашей эры на территории Китая начали зарождаться главные идеологические направления, трансформировавшиеся впоследствии в философско-религиозные системы. Ними стали конфуцианство, даосизм и монизм. К этим традиционным китайским учением добавился и возникший в Индии буддизм, который вскоре широко распространился в Китае. Эти учения сыграли в развитии культуры и истории страны сыграли основополагающую роль, и по сей день продолжают оказывать влияние на жизнь китайцев.

На рубеже шестого и пятого веков до н. э. мудрецом Лао-цзы был основан даосизм. Согласно с этим верованием «дао», то есть путь, был основой всех вещей. Считалось, что весь мир был подчинен объективному закону дао. Сам мир, в представлении последователей этой религии, состоял из неделимых мельчайших материальных частиц и постоянно находился в состоянии изменения.

Приблизительно в то же время на территории Китая возникло конфуцианство – еще одна важная религиозно-мировоззренческая система. Ее основателем считается проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций. Согласно с этим верованием, причиной всех беспорядков и невзгод был упадок нравственности людей, а основными добродетелями были послушание, верность, почитание старших и родителей. При этом каждому человеку отводилось свое место в обществе и в мире. В основе поведения человека должна была лежать этика и мораль.

Такие вероучения были положены в культурную, социальную и политическую жизнь Древнего Китая и послужили основой для последующего развития этой страны.

0 комментариев
Комментировать