Эпохи. Культуры

Каролингское возрождение и правление Карла Великого

800 год стал временем постепенного и достаточно длительного возвышения над другими варварскими королевствами Франкского королевства. Императором огромной державы стал Карл I. Она стала первой империей средневековья, включавшей в себя территорию современной Западной и Южной Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Северной Испании, Северной и Средней Италии.

Культура эпохи каролингского возрождения существовала в рамках первого в Европе государства с централизованной властью, с программно создаваемым искусством, идеологией и целенаправленной политикой. В империи, созданной Карлом Великим, существовало две социальные силы – церковь и военное сословие, на основе которых и развивалось общество. Военачальники получали земли, благодаря чему удалось сформировать класс феодалов, а с основанием и укреплением монастырей и превращением их в военные и административные центры, Карл I на многие века сумел заключить союз церкви со светской властью и ввел ее в государственную систему.

Карл Великий был выдающимся правителем и личностью, понимавшей необходимость просвещения. Он всегда окружал себя образованными людьми и был покровителем искусства. В кругу приближенной к нему знати он всегда культивировал формы образованности, созданные в античную эпоху. При его дворе создавались жизнеописания и хроники, а латинский язык очищался от «варварских примесей», приближаясь к римскому языку. Искусство также соответствовало римским примерам, а империя в своем художественном творчестве очень быстро приобщилась к достижениям эпохи поздней античности, стремясь снова возродить величие Древнего Рима в новом облике. Именно по этой причине культура эпохи Карла Великого вошла в историю как «каролингское возрождение».

В девятом столетии в Европе каменные сооружения появлялись очень редко и отличались скромными масштабами, однако, в эпоху Карла I каменное строительство было распространено повсеместно. На территории империи возводилось большое количество монастырей, часто представлявших собой цельные архитектурные комплексы с библиотеками. С расширением социальных функций, исполнявшихся искусством, последовало возникновение монументальной живописи повествовательного характера. Искусство стало использоваться в качестве средства религиозного и светского поучения и просвещения.

В культуре этой эпохи наблюдался постепенный переход от устаревшей варварской орнаментики к антропоморфному изобразительному искусству. Для европейского искусства перспективным новшеством стали так называемые антикизирующие изображения евангелистов, появлявшихся в каролингской миниатюре.

Для Европы девятый век стал временем больших бедствий – в постоянных войнах уничтожались памятники искусства и очаги культуры, а накопленные в монастырях и дворцах несметные богатства расхищались. Правители каролингского государства не сумели на длительное время утвердить новое искусство и порядок, чтобы создать законченную культурную систему.

0 комментариев
Комментировать