Эпохи. Культуры

Условия развития итальянского Проторенессанса и его связь с культурой Средневековья

В Италии первый подъем в развитии новой культуры можно отнести к двенадцатому-тринадцатому столетию. В это время Милан, Сиена и Флоренция превратились в крупные центры ремесленного производства. Политическая власть в этих городах перешла к ремесленникам и купцам. Благодаря политической самостоятельности в Италии начал зарождаться новый капиталистический уклад. Все эти изменения коренным образом изменили культуру и мировоззрение целой эпохи. Постепенно на территории страны начала формироваться новая культурная эпоха Проторенессанса, в которой наблюдался особый интерес к античности и человеку как к чувствующей и мыслящей личности.

Такая культура на раннем этапе характеризовалась противоречивым характером, новое нередко должно было уживаться со старым или же облекалось в классические формы. Проторенессанс имел прямую связь с культурой эпохи Средневековья, с готическими, романскими и византийскими традициями. В эпоху Средневековья в Италии достаточно сильно ощущались византийские и готические влияния. Даже наиболее известных новаторов тех времен не всегда можно было назвать абсолютными новаторами: в их творчестве едва ли можно было проследить четкую грань между старым и новым.

Появление в изобразительном искусстве образов, характерных для Проторенессанса, не всегда означало полный отход от готических традиций. Порой, они просто становились более светскими и жизнерадостными при сохранении старой трактовки форм и иконографии. До истинного «открытия личности» в это время дело еще не дошло. Художественная культура Италии в двенадцатом и тринадцатом веке еще отличалась от раннеренессансной: архитектура развивалась на готической и романской основе, изучение традиций античной эпохи отличалось эпизодическим характером, а изобразительное искусство еще не начало базироваться на натурной штудии.

Рассматривая итальянскую историю искусства, можно увидеть непрерывную связь, соединяющую культуру эпохи Проторенессанса с ранним Возрождением. В это время начали зарождаться рамки нового художественного мышления, основывавшегося на ориентации на реальный мир и на такие его важные свойства, как познаваемость и логичность, пространственная протяжность и материальность господствовавших в нем связей.

0 комментариев
Комментировать