Эпохи. Культуры

Культура Византии в эпоху иконоборчества

Иконы с самого момента их появления были широко распространенными на территории всей Византии. Но практически во все культурные эпохи оппозиция к ним была довольно сильной: даже в числе деятелей церкви были люди, утверждавшие, что божественность находится вне сферы человеческого понимания. Иконоборцы этого времени верили, что изображая святого или Бога при помощи «мертвенной ткани» художник всегда оскорблял Создателя. В иконах они видели идолов, почитание которых запрещалось библией.

Выступавшие против иконописания люди всячески доказывали, что Бога нельзя изобразить, так как он превосходит человеческое восприятие по возможностям. Изображения Иисуса Христа также считались нарушением самых важных принципов вероисповедания и злейшей ересью. Иконоборцы, пользовавшиеся поддержкой императоров, сбивали росписи со стен храмов и сжигали иконы.

В 730 году почитание икон было официально запрещено византийским императором. Эта культурная эпоха стала еще более сложной, когда империя вступила в борьбу с только что появившимся исламом, богословы которого обвиняли христиан в идолопоклонстве и отвергали иконы. Иконы изымались, несмотря на ожесточенное сопротивление представителей духовенства. В государстве повсеместно вспыхивали восстания народа.

Эпоха иконоборства продолжалась при правлении нескольких императоров, но так как она основывалась на отрицании христианского сознания – антропоморфизме религиозного образа, оно должно было рано или поздно закончится крахом. В 843 году иконоборство было отвергнуто, а в честь такого важного события был назначен праздник, известный сегодня как Торжество Православия. Даже во Франкском королевстве совершались попытки отрицания святости икон, однако они встречались с решительным отпором римских пап.

Но все же иконоборчество вызвало в культуре эпохи глубокий кризис, когда христианские произведения церковного искусства практически не создавались, а множественные статуи святых, мозаики, фрески, витражи, иконы и расписные алтари были уничтожены. На сводах, куполах и стенах храмов изображались отвлеченные символические композиции, либо кресты. Эпоха иконоборчества была наполнена драматическими событиями, еще не одно столетие вспоминавшимися новыми поколениями.

0 комментариев
Комментировать