Эпохи. Культуры

Особенности художественной культуры эпохи Просвещения

Восемнадцатый век вошел в историю человечества как эпоха Просвещения. В это время появилось новое идейное течение, влиявшее на развитие европейской культуры того периода. Культура эпохи Просвещения начала формироваться благодаря буржуазным революциям семнадцатого-восемнадцатого столетий.

Уже под конец 17 века феодализм изжил сам себя: кризис этого строя проявился в общественной жизни, идеологии, области экономики и культуры. Это было время, когда все европейские народы поставили перед собой задачу уничтожения феодального строя, а ряд прогрессивных деятелей, боровшихся своим творчеством с устарелым укладом жизни, были названы просветителями. Новое движение в каждой отдельной стране обладало собственными специфическими чертами, однако задачи и тенденции просветительского движения в главном оставались общими.

Художественная культура новой эпохи была обращена к народу: композиторы, писатели и художники главной целью своего творчества считали гражданское воспитание общества и формирование в нем определенного мировоззрения. Представители этого течения заявляли, что народы терпели рабство из-за своего невежества, поэтому они надеялись, что народное просвещение и освобождение от классовых и религиозных предрассудков могло привести к торжеству Разума, установлению равенства, свободы и братства.

В первое время культура эпохи Просвещения активно развивалась благодаря движению просветителей, зародившемуся на территории Англии под влиянием событий буржуазной революции. Представители нового течения видели необходимость в закреплении побед, достигнутых в революционное время. Они пытались перевоспитать человечество в духе так называемых буржуазных добродетелей.

Просветители Франции занимались поисками разумной общественной организации, отрицая существовавший строй. Их художественные произведения характеризовались революционной страстью, а идеи и требования нашли воплощение в лозунге – равенство, братство и свобода для всех людей. Своими особенными чертами обладала художественная культура немецких просветителей. Они не только жили, но и вели борьбу в феодальном государстве, где еще не существовало условий для ликвидации феодализма революционным путем. Немецкие просветители призывали к объединению, будили народное национальное самосознание, веря в победу над деспотизмом.

При этом деятельность и творчество просветителей разных стран имело и общие черты: все они выступали против абсолютизма и феодальной собственности, призывая к борьбе с ними. Борьба велась не только против экономического, а, прежде всего, духовного рабства. Просветители не признавали религиозного культа и объявили культ Разума; провозгласили войну церкви, боролись за народное просвещение, веря, что распространение знаний было главным средством борьбы с феодализмом.

Представители этого течения сумели утвердить воспитательную задачу искусства и в этом видели основную цель творчества. Художественной культуре эпохи Просвещения был присущ демократизм: в ней главное место заняли обычные люди, находившиеся в привычной для них обстановке.

0 комментариев
Комментировать