Эпохи. Культуры

Система культурных ценностей

В культуре всего мира понятие ценностей по своей значимости равняется к самой культуре, поэтому все ценности собрали в систему, которая и является системой культурных ценностей.

Таким образом, путем анализа, сравнений разного рода, определяется, что ценность это не вещь, а только отношение к вещи либо же к определенному явлению. Другое определение культурным ценностям приходит с пониманием их отсутствия – если не существует  ценностей в культуре, то она считается как ущербной для своего народа, нации.

Вся система культурных ценностей имеет свойство меняться со временем и возрастом, со сменой разных обстоятельств. Из-за большого количества ценностей в подсознании человека, их рассматривают как упорядоченную систему. Этот порядок заключается в построении своеобразной иерархии, где расположены все ценности по значимости, то есть от менее значимых ценностей, к ценностям более важным.

Самая высшая ценность в системе иерархии может размещаться и на самом низком уровне. Но самой значимой она становится, когда ее теряют. Например, была в человека дружба, а он не дорожил ею. Вот стояло только потерять эту дружбу, она сразу же ценилась. Причем, имеются в виду ценности идеального и духовного характера, а не материального. Ведь все материальное приносит человеку чувство удобства, физическую удовлетворенность, но, ни как не духовную и к проблемам культурологии относиться не могут.

Жизненные ценности относятся также и к эмоциональным ценностям, которые подразумевают результат деятельности сердца, души не менее значимых составляющих, чем ум человека (эмоции восторга, радости.). Эмоциональные ценности так же, как и общие ценности формируют в систему такого типа:

эпичность → трагизм → героика → романтика → сентиментальность → ирония → драматизм → юмор → инвектива → сатира → цинизм.

Вся эта схема ценностей характеризует значимые связи и взаимоотношения в целостности системы.

Эпичность и драматизм – выделение личности человека из мира. Эти две позиции системы культурных ценностей выражают глубокое отношение к миру. Они выражают доверие к жизни. Эпико-драматические ориентации культурных ценностей воплощаются в литературе художественного типа. Как примеры могут приводиться творения Гомера, Шекспира, Толстого и Пушкина.

Трагизм и юмор – две высших ценности, являются значимыми, но в тоже время, взаимно вытесняющими друг друга.  Культурной основой трагизма – действительность, которая вредит личности и заставляет осознавать любые ценности, как тяжелую ношу.

Юмор – некое проявление комичности. Имеет большое преимущество бороться и побеждать объективные споры реальности. По тому, сколько юмора в человеке, можно определить его душевное спокойствие и гармонию

В отличие от предыдущих ценностей, юмор и трагизм имеют свойство компенсировать друг друга. Сам по себе трагизм не может существовать, иначе последствия могут быть плохие (депрессии, отчаяние, суицид). А юмор приводит в комплексном соединении с трагизмом к состоянию уравновешивания.

 Героикакультурная ценность, которая характеризуется твёрдостью и призывает к некоторым переменам в мире, ориентируясь на определённый идеал. Она отличается от других культурных ценностей системы решением проблемы с помощью активного наступления.

Инвективаценность, которая выражает отрицание, направленное на ликвидацию любых врагов системы ценностей.

Сатира и романтика – практически аналог двух предыдущих ценностей. Но есть и характерное различие – активное действие заменяется действиями на символическом уровне или простым порывом эмоций.

Романтика представляет ценности, которые в реальном мире просто не имеют места.

Сатира вместо наступательных действий на врага, выражается только для символического значения. В сатире недругов пытаются ликвидировать обычным смехом.

Сентиментальность и цинизм. Сентиментальность по-другому называют чувствительностью,  и в системе культуры она представляет собой сферу подобную к самостоятельной личности. Она стала богатой основой, откуда можно было черпать информацию для писателей-сентименталистов (Н.М.Карамзин, Ж.Руссо).

Цинизмкультурная ценность только самого себя и своего  «я».

Ирония – самостоятельнее, не состоящая в паре ценность, которая кардинально отклонена от характеристик всех выше упомянутых ценностей. В её основе заложен скептицизм, который направлен не на саму реальность, а на обдумывание действительности, но в иных культурных ориентациях системы.

Сам анализ каждой культуры должен глубоко изучать систему ценностей и их ориентации.

0 комментариев
Комментировать